Киев готов снизить стоимость транзита газа по украинской территории, а также предоставить собственные подземные хранилища для хранения стратегического резерва топлива. Такое заявление сделал президент Украины Владимир Зеленский. Как сообщил президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко, подобные заявления Зеленский делает уже не в первый раз. Эксперт также пояснил, что будет с Украиной после запуска "Северного потока-2".
"Это заявление Зеленского ничего нового в себе не содержит. Он уже месяц назад выступал с таким же посылом. И даже "Газпрому" Украина официально предлагала снизить цены и так далее. Потому что Киеву нужен аргумент, ему нужны объемы транзита, чтобы ближе к 2024 году, когда надо будет продлевать контракт, иметь возможность обернуть эту ситуацию в свою пользу. Логика там такова: если "Газпром" уже транзитировал 40, 50 или 60 миллиардов кубов, то почему он не может продолжать такую политику? Украине кровь из носу необходимо, что "Газпром" и дальше прогонял через нее свои 40 миллиардов кубов, которые он забронировал по принципу "качай или плати". А лучше бы это были 60 миллиардов кубов, а еще лучше – 80. Тогда в 2024 году Украина сможет настаивать на продлении контракта, поднимать шум и обращаться к мировому сообществу", – объясняет политолог.
Именно этим, как подчеркивает эксперт, а вовсе не желанием спасти Европу от энергетического кризиса, и продиктованы слова Зеленского. Украине надо во что бы то ни стало сохранить транзит через свою территорию. Но этот транзит сейчас фактически Россия обнуляет.
"На данном этапе дополнительные мощности уже не бронируются. И в принципе Миллер уже сообщил, что после окончательного ввода в эксплуатацию "Северного потока – 2" через украинскую газотранспортную систему пойдет максимум 10 миллиардов кубов. Но для украинского ГТС этого абсолютно недостаточно, потому что даже для ее простого функционирования с нулевой рентабельностью необходимо минимум 30-35 миллиардов кубов транзита", – пояснил Ищенко.
По его словам, уже сейчас украинские власти приняли решение о демонтаже части сооружений ГТС страны и последующей сдаче их в металлолом. Таким образом они пытаются ликвидировать неиспользуемые участки в целях экономии.
"Однако, чем больше они будут резать труб, тем больше людей останутся без газа. То есть уже прямо сейчас запустился процесс по дегазификации Украины. Поэтому украинцы сегодня бегают по потолку и ищут хоть какие-то аргументы в пользу сохранения транзита. И даже изображают из себя будущих спасителей Европы от энергокризиса", – говорит эксперт.
Как считает Ищенко, Зеленский забывает о главном: "Газпрому" настолько невыгоден такой транзит, что даже сейчас он предпочитает просто выплачивать Киеву компенсацию, не закачивая топливо в украинскую ГТС.
"Сейчас "Газпром" не прокачивает через Украину даже предполагаемые договором 40 миллиардов кубов. В действительности он прокачивает меньше, а за остальное просто платит. И потом, когда возникнет вопрос о продлении контракта, российская сторона резонно заметит, что ей это невыгодно. И продлит договор максимум на 20 миллиардов кубов, чтобы был какой-то банальный резерв.
В этом и заключается главная ошибка Владимира Зеленского, который не понимает, что отказ России от транзита продиктован не политическими, а сугубо экономическими причинами. И такое непонимание в конечном итоге приведет лишь к тому, что газотранспортная система страны просто перестанет существовать.
Даже если они начнут доплачивать сейчас за прокачку, "Газпром" все равно не будет ничего качать. Это вопрос принципиальный. Максимум, на который будет готов "Газпром", – это выкупить, возможно, остатки украинской ГТС, если они к тому времени еще будут в рабочем состоянии, для того чтобы просто иметь еще один альтернативный путь в Европу. Такой вариант возможен. И после запуска "СП-2" выкупят они эти остатки по дешевке", – подытожил Ищенко.