В Великобритании сегодня кульминация юбилейного саммита НАТО. А перед этим был торжественный прием, где улыбками и теплыми рукопожатиями всячески пытались замаскировать разногласия.
Лондонский съезд глав стран-членов Североатлантического альянса по случаю 70-летия этой организации с самого начала не обещал быть томным. Нервозность устроителей саммита была связана не столько с оргвопросами, сколько с тем, удастся ли избежать скандалов.
Большой праздник без драки – это и не праздник вовсе. Есть, конечно, вероятность, что участники юбилейного саммита НАТО без драк обойдутся и чинно-благородно обсудят насущные проблемы, выпустят совместное коммюнике и разъедутся по домам. Но это вряд ли.
Тем более, что в гостях, потенциально способных «зажечь» на натовском юбилее, дефицита не наблюдается.
Первый из них, конечно, американский президент. Позиция Трампа по НАТО тревожит его европейских партнеров. То Дональд Трамп обвинял союзников в том, что они сидят на шее у Соединенных Штатов, не желая раскошеливаться на оборону в общий натовский котел. То вообще задавался вопросом: а оно (НАТО) нам (американцам) вообще надо? Это заставило лидеров Западной Европы тоскливо констатировать, что их странам – случись что – больше не приходится стопроцентно полагаться на помощь из-за океана. И знаменитая 5-я статья Североатлантического договора с ее принципом «один за всех, все за одного» приобретает просто призрачные очертания.
Скандалистом №2 незадолго до саммита оказался французский президент Эмманюэль Макрон. Он шокировал союзников по альянсу диагнозами, из которых следует, что у НАТО умирает мозг, а сама организация погружается в коматозное состояние. В Берлине, Варшаве и Вильнюсе такие медицинские выводы вызвали раздражение. А источники в Белом доме рассказали прессе, что макроновские слова про «смерть мозга НАТО» сильно разозлили Трампа.
И замыкает скандальную тройку участников юбилейного действа Реджеп Тайип Эрдоган. Ему тоже не понравились макроновские диагнозы – настолько, что турецкий лидер перешел на личности и посоветовал своему французскому коллеге сначала проверить свой мозг (в Париже вполне ожидаемо обиделись). Тут он с Трампом оказался единодушен. Чего нельзя сказать про другие сферы, в которых между Анкарой и Вашингтоном пролегла глубокая трещина. Тут вам и покупка турками российских С-400, и вторжение на север Сирии.
По иронии судьбы юбилейный натовский саммит совпал с еще одной круглой датой. В начале декабря 1989 года на Мальте состоялась встреча Буша-старшего и Горбачева, положившая, как считается конец «холодной войне». Прошло 30 лет – и такое ощущение, что этих трех десятилетий как будто и не бывало. То есть, конечно, Советского Союза нет, зато и НАТО, и холодная война (в версии 2.0) наличествуют.