ВСУ
ВСУ

Пять лет назад Киев объявил так называемую Антитеррористическую операцию — АТО. После выборов президента в 2014-м конфликт в Донбассе превратился в полномасштабные боевые действия. Украинская армия широко применяла артиллерию и авиацию. Участники тех событий вспоминают о начале "операции" как о времени анархии, неразберихи и бессмысленных потерь.

Читайте также: Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сбежал за границу

"Всем было страшно"

Тарас (имя изменено по просьбе собеседника) прошел АТО, начиная с первого дня: "Нас, резервистов, собрали в Харькове на призывной пункт. Отправили в восьмой полк спецназа. Ситуация была непонятная и нервная. Все колебались, и всем было страшно. Понятно, что мы стояли на пороге войны, но какая она будет, эта война, с кем будем воевать — не понимал никто. Нас посадили на гражданские машины и повезли на восток".

По словам Тараса, в первые дни АТО было немало добровольцев, но многие уже тогда не хотели воевать. "У коллег, в третьем полку спецназа, 30 процентов заявили, что никуда не поедут, и подали рапорта о переводе в тыл. Части комплектовали кем попало — сажали на броню поваров, ремонтников, еще кого-то — и вперед. Вроде был такой патриотический подъем, но до передовой реально верных Украине людей доезжало мало. Когда приехали в Донецк, нам люди кричали: вы — натовцы. До сих пор смешно это вспоминать", — замечает Тарас.

Он уверен, что кампанию 2014-го слило украинское же командование. "У нас в спецназе было нормальное обеспечение. А обычные части, куда напихали резервистов… Цыганский табор. Ни одежды, ни продуктов. Нас бросили на Краматорск, сначала активных действий не было, а затем… Наш командир — (полковник Сергей) Кривонос требовал уничтожить колонну "сепаров" (ополченцев. — Прим. ред.), выходившую из Славянска. А (начальник Генштаба ВСУ Виктор) Муженко не дал. Явно договорняк был. Третий полк потом взял Славянск, мы — Краматорск. До того мы там оказались без подвоза продуктов, их кидали с вертолетов, иногда контейнеры улетали к "сепарам" в частный сектор, и начинались бои за харчи", — делится деталями событий лета 2014-го собеседник.

Украинские медиа много рассказывали о "подвиге" военных, которые удерживали Донецкий и Луганский аэропорты. Участники боев со стороны ВСУ именовались "киборгами". "Аэропорт потерял практическое значение сразу после начала горячей фазы — его раздолбали, он не мог принимать борта. Но сдать его мы не могли, это же символ контроля над Донецком. Поэтому командование применило "козацькую хитрость" — объявило о наступлении, которое якобы захлебнулось, и просто бросило оставшихся в развалинах бойцов. На них махнули рукой, списали в утиль еще живыми. Хотя ротации шли до последнего — "сепары" пропускали наших. А чем я это могу объяснить, как не договорняком? Когда мне рассказывают про "киборгов", меня это бесит", — не скрывает эмоций Тарас.

А потом завели уголовные дела

С лета 2014-го ситуация стала ухудшаться с каждым днем — и для украинской армии, и для многих военных. "В начале августа мы разблокировали Луганский аэропорт, все вроде шло хорошо. Но по нам шарахнули артиллерией и погнали, мы с боями вышли из окружения. Потом нас разбросали по разным подразделениям ВСУ, а в 2015-м на нас начали заводить уголовные дела, я тоже находился под следствием", — сообщает Тарас.

Он не скрывает неприязненного отношения к главному военному прокурору Украины Анатолию Матиосу. "Многие товарищи прошли через кабинет следователя, в нас видели преступников", — возмущается участник АТО.

О том, за что его пытались привлечь к уголовной ответственности, наш собеседник не распространяется. В любом случае следствие не нашло состава преступления в его действиях, и в 2016-м он вернулся в строй.

"Армия сильно изменилась. По мобилизации кого только не гребли, те же "аватары" — алкоголики — появились из-за массового набора. Сейчас армия контрактная, порядка больше. Раньше мы гадали — привезут нам волонтеры еду или нет, жили буквально на подаяние. Воду пили где попало, а это прямой путь к кишечным инфекциям, массовая антисанитария... А сейчас кормежка отличная. Но государство и спрашивает с нас по полной. Многим это не понравилось. Ведь в 2014-2015-м те же добробаты были чистыми махновцами — захватят дома, потом пойдут магазин обчистят. Или ларек "обнесут". А сейчас и их "построили", — сравнивает времена собеседник

Леонид тоже прошел АТО, но его боевой путь лишен приключений, пережитых Тарасом. "Мобилизация, учебка в Широком Лане, 92-я бригада. Всю службу простоял на блокпостах. Мы больше копали, чем стреляли. Постоянно что-то рыли — приехали на точку и давай обустраиваться. Ямы под сортиры, блиндажи, чтоб не осыпались, еще что-то. Да и стрелял я только на полигоне, "сепаров" видел в бинокль. С местными в Луганской области не общались — они нам были неинтересны, мы им тоже", — рассказывает он.

Изменения в армии Леонид оценивает как позитивные — военнослужащим начали платить обещанную тысячу гривен ежедневно (около 2400 рублей). "Это не каждый день, но если сверху прибавляется к 12 тысячам (примерно 29 тысяч рублей. — Прим. ред.) "атошных", которые выплачивают раз в месяц, то неплохо получается", — подсчитывает Леонид.

Для тех, кто не стрелял...

Официально так называемая Антитеррористическая операция началась 14 апреля 2014 года. Тогда исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов издал указ, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) "О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины" с секретными приложениями.

До этого Турчинов призвал ополченцев прекратить сопротивление: "Для тех, кто не стрелял в наших силовиков, кто сложит оружие и покинет захваченные административные помещения до утра понедельника (14 апреля), я в подписанном указе дал гарантии неприменения против них соответствующего наказания за совершенные действия".

На такие меры Киев пошел после того, как 7 апреля была провозглашена Донецкая народная республика (ДНР) и ополченцы начали занимать администрации в городах Енакиево, Макеевка, Мариуполь, Горловка, Ждановка. Народную республику провозгласили и в Харькове.

Но полномасштабные боевые действия развернулись после избрания на пост президента Украины Петра Порошенко. Силовики в Донбассе стали воевать с применением авиации и артиллерии.

Сначала Вооруженным силам Украины сопутствовали успехи — правительственные силы заняли Славянск, Краматорск, Артемовск и другие населенные пункты. Но в августе 2014-го ВСУ потерпели крупное поражение под Иловайском. Затем ополченцы отбили Луганский аэропорт.

В сентябре 2014-го в столице Белоруссии представителями России, Украины, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и республик был подписан Минский протокол. Он должен был привести к деэскалации боевых действий, но этого не произошло, военные операции продолжались.

В начале 2015-го украинская армия потерпела еще одно крупное поражение — под Дебальцево. В феврале участники "нормандской четверки" (лидеры России, Франции, Германии и Украины) подписали Минские соглашения (Минск-2). Документ предполагал урегулирование ситуации в Донбассе. Сторонам предписывалось отвести тяжелые вооружения, обменяться пленными. Киев обязался дать региону особый статус. Тем не менее украинские власти под разными предлогами уклоняются от выполнения политической части Минских соглашений.

"Атошники - уголовные преступники"

В августе 2015-го украинская военная прокуратура сообщает о восьми тысячах силовиков, перешедших на сторону ополчения. По сведениям главного военного прокурора страны Анатолия Матиоса, на военнослужащих ВСУ заведено 17 тысяч уголовных дел за дезертирство.

Стороны регулярно обвиняют друг друга в нарушении соглашений, в частности в несоблюдении режима прекращения огня. Жертвами конфликта, по разным оценкам, стали от 30 до 50 тысяч человек, около полутора миллионов бежали из родных мест.

В апреле 2018-го АТО переименовали в Операцию объединенных сил. Помимо названия, изменили и правовой формат боевых действий — силовики получили новые полномочия. Ранее украинские должностные лица и юристы неоднократно критиковали Киев за то, что тот ведет военную операцию, не оформляя ее юридически.

Так, в октябре 2017-го депутат Верховной рады Игорь Луценко заявил, что украинские военные, участвовавшие в АТО, могут предстать перед Международным уголовным судом в Гааге. "Если власть на Украине коренным образом изменится, не будет никаких преград для наказания украинских военнослужащих, совершавших военные преступления во время АТО. Для этого хватит обращения кабмина Украины в Международный уголовный суд", — предрек Луценко неприятные последствия военнослужащим ВСУ.

Тогда же бывший вице-премьер и представитель Киева на переговорах в Минске Роман Бессмертный раскритиковал попытки Киева сменить правовой формат операции. "Сейчас по этому закону (о "реинтеграции" Донбасса. — Прим. ред.) атошники — уголовные преступники, которые захватили оружие и, объединившись в какие-то формирования, осуществляли военные операции", — пояснил он. Бессмертный добавил, что после смены власти на Украине "атошники все сядут по статьям о незаконном завладении оружием, групповом разбое, бандитизме".

Автор: Антон Лисицын

Добавить комментарий

Последние новости

«News365» – новости сегодня

Новостной сайт «News365» - это источник самых свежих и достоверных новостей Донбасса, Новых регионов РФ, Украины, России и мира. Новости распределяются по тематическим категориям для Вашего удобства. В разделе «Информация», вы найдете адреса и телефоны необходимых служб, а также полезные материалы. Контент на нашем сайте добавляется ежедневно в зависимости от новостной повестки. У нас собраны самые последние и интересные факты.

Наш сайт – это уникальный новостной сайт (с самыми последними горячими мировыми новостями из разных областей), каждое ваше посещение нашего ресурса помогает в информационной войне против фашизма. У вас есть возможность помочь нам в этой борьбе для этого необходимо сделать репост в любой удобной для вас социальной сети.

Наш сайт также дает возможность заработать пользователям, а именно, вы можете предложить нам уникальную и достоверную информацию, за которую можете получить вознаграждение. В разделе «Блоги» вы можете самостоятельно разместить свои статьи, а также ознакомиться со статьями горловских авторов.

18+ Сайт «News365» может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Ответственность

Редакция может публиковать материалы, не разделяя точку зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, цитат, географических названий, собственных имен и прочих сведений, а также за то, что материалы не содержат данных, закрытых для печати, несут авторы публикаций. Ответственность за содержание рекламных объявлений несет рекламодатель. Администрация портала не несет никакой ответственности за высказанные мнения, размещенные материалы, фото и видео в разделе "Блоги".

Запрещенные в РФ организации

Запрещенные организации в Российской Федерации. *Следующие экстремистские и террористические организации запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов», «ОУН», «Instagram», «Facebook», «Meta». Полный перечень запрещенных организаций в ДНР.

Рекомендательные технологии

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации). Правила применения рекомендательных технологий.