Жители новых регионов России пока настороженно к ней относятся. После перегруппировки российских войск из Харьковской области и оставления Херсона, люди опасаются за свои жизни. Часть детей всё ещё продолжают учиться в украинских школах онлайн, некоторые учителя не ходят на работу.
«Население в Херсонской и Запорожской областях относится пока еще очень настороженно к России. Но и у нас так же, на наших освобожденных территориях. Недавно мы создали организацию в Володарском – посёлок под Мариуполем был освобожден весной прошлого года – так вот мне там люди рассказали, что половина, или даже большая часть школьников, приходя с занятий, садится за компьютер и слушает уроки, которые им передают онлайн с Украины. Ведут эти уроки украинские учителя, в том числе и те, которые сбежали от нас, и они им внушают, что «когда мы вернемся, если вы не будете знать наши предметы, в вузы украинские не поступите». И если физику, математику они проходят в наших школах, то общественные, гуманитарные науки, которые формируют сознание, изучают там. Вот такая вот проблема», - рассказывает Литвинов, ссылаясь на местных жителей, о положении дел в поселке, который при Украине назывался Никольское.
Однако ещё более остро эта проблема стоит в Запорожской и Херсонской областях.
«Я был на встрече с главой Запорожской администрации, и он рассказывал, что значительная часть учителей просто не ходит на работу, особенно, это касается учителей начальных классов. Они получают деньги, зарплату на Украине, им её переводят на карты, они их там обналичивают, при этом они общаются с детьми, и промывают им мозги, рассказывая о скором возврате Украины. То есть, такая тихая подпольная работа, почти незаметная, но направленная прямо против нашей власти», - говорит он.
Причиной этого Борис Литвинов считает страх людей – они боятся диверсий со стороны украинских радикалов, но не только.
«Я думаю, тут два обстоятельства – первое, это всё-таки, 30-летнее промывание мозгов, о великой украинской нации, о её роли в мировой истории. Теперь это их убеждения, это идёт изнутри них, то есть, это не что-то поверхностное, что можно легко вычистить, нет, это сидит глубоко. С другой стороны, это страх. Потому что они опасаются, что если открыто встанут на нашу сторону, начнут сотрудничать, то придут какие-нибудь «степные братья», начнут уничтожать, показательно убивать, устраивать диверсии. К сожалению, они видят, что это не пустые угрозы. Конечно, отступление из Киевской области, из Харьковской, из Херсона сыграло очень плохую службу, потому что люди опасаются, что и с ними могут расправиться в случае чего так же, как с теми, кто сотрудничал и остался в том же Купянске, например, или Херсоне после нашего ухода. Вот это основные причины, которые заставляют их вести себя так, как они ведут», - считает он.
Для того, чтобы такое отношение поменять, по мнению Литвинова, необходимы положительные примеры улучшения жизни людей на новых территориях, а также время, чтобы выросли новые поколения.
«Нам надо вместе с Россией совместной положительной практикой показывать и доказывать, что всё то, что им говорили, неправда, что мы совершенно другие и у нас другая, нормальная, положительная жизнь – жизнь для людей. Мы несём им благополучие и добро, и нужен пример этого. Мозги, промываемые в течение 30 лет, очень сильно дают о себе знать. И вот почему я говорил о том, что понадобится не менее 15 лет, прежде чем взгляды изменятся, потому что мы должны вырастить хотя бы одно поколение, в том числе и новых учителей, которые будут мыслить иначе, чем те, кто работают в школах сейчас», - пояснил он.
Полная версия нашего интервью с Борисом Литвиновым здесь (раз, два).
Борис Литвинов – глава Компартии ДНР (теперь – республиканского отделения КПРФ). Является автором декларации о суверенитете ДНР в 2014 году, организатор референдума о независимости республики, состоявшегося в мае 2014 года. Первый председатель донецкого республиканского парламента.