Украинский институт национальной памяти (УИНП) начал 2020 год с издания книги «Капелланы. На службе Богу и Украине» – о роли военных священников в украинской армии в условиях войны против Донбасса.
Смотрите также: Донецкий журналист рассказал, что Зеленский сделал для Донбасса за год президентства
Хотя среди авторов книги есть и клирики раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ), главный акцент издателями сделан на капелланах-униатах из Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ).
«Всё началось ещё с майдана, когда народ понял, какая церковь на его стороне. Михайловский Золотоверхий (Свято-Михайловский собор в Киеве. – Авт.) принял первых побитых студентов, спасающихся от «Беркута». Потом там был главный штаб майдана…» – раскрывает руководитель синодального управления военного духовенства ПЦУ митрополит Иоанн в предисловии детали соучастия будущих раскольников в государственном перевороте, осуществлённом на деньги и под контролем Запада.
И всё же главным подельником боевиков «евромайдана» была УГКЦ. Это униатские священники уже в 2013 году подзадоривали львовских, тернопольских, ивано-франковских студентов вооружаться и ехать в Киев убивать милиционеров и политических оппонентов. Это униатские священники первыми «засветились» непосредственно на майдане, сформировав медицинско-капелланскую службу, униатская церковь первой начала оказывать майдану материальную поддержку. Столь бурная активность УГКЦ объяснялась просто. Будучи миноритарной религией, грекокатолицизм не мог сравниться по степени присутствия в украинском обществе с Украинской православной церковью Московского патриархата, к которой принадлежало большинство прихожан Украины. Униатов на Украине всего 4,5 млн. При номинальной численности населения в 40 млн. это всего чуть более 10%.
Изменить устоявшийся межконфессиональный баланс можно было только путём радикальных потрясений, когда всё вершит агрессивное меньшинство с пистолетом и дубиной, а не добрая воля общества, подкреплённая законом. По этому пути и пошла УГКЦ. Поддержкой насилия и убийств, отправкой униатских капелланов в ВСУ она в разы укрепила свой авторитет в государстве. Дальнейшее пребывание УГКЦ в привилегированном положении пропорционально зависит от того, насколько подавлены будут каноническое украинское православие и православные. Тем более что и законодатель ныне не на стороне православия, но на стороне раскола и беспредела.
Отсюда вывод: УГКЦ кровно не заинтересована в окончании гражданской войны на Украине, ибо возвращение в довоенное состояние означает откат униатов назад в Галичину и утрату униатством статуса «государствообразующей» религии. Вот почему лидер УГКЦ Святослав Шевчук с амвона собора Воскресения Христова, который униаты возвели в столице Украины с намерением получить от Ватикана патриархат, в сентябре 2019 года обвинил тех, кто устал от войны, в эгоизме и желании спасти свою шкуру.
«На самом деле…[от войны] чувствует усталость тот, кто защищает не народ, не Украину, а зону собственного комфорта. Во время войны тот, кто боится за собственную шкуру, всё время чувствует опасность по отношению к себе», – заявил тогда Шевчук.
Ему-то уж точно война необходима, поскольку у УГКЦ планов громадьё. Здесь и поглощение раскольников ПЦУ, и укоренение на недружественном униатству юго-востоке Украины.
Официальная позиция УГКЦ гласит, что «евромайдан» под лозунгами социальной справедливости объединил Украину, такую разную в своих региональных отличиях, от Львова до Севастополя (в УГКЦ упорно и вопреки всякой логике считают его украинским городом). Затем в условиях противостояния косных идеологических элементов практическому осуществлению провозглашённых лозунгов объединяющим фундаментом выступила уже не социальная, а национальная идентичность – украинская.
Под косными элементами подразумевались русскоязычные православные регионы Украины. Украинская национальная идентичность в её западно-украинском, галичанском варианте взята УГКЦ за идеологический образец для всей страны. Идти на уступки «косному элементу» УГКЦ не намерена ни в вопросах идеологии, ни в вопросах религии или культуры.
Так, официальная страница Донецкого экзархата УГКЦ имеет только украиноязычную версию. Экзархат включает четыре деканата – Донецкий, Краматорский, Запорожский и Днепровский, и охватывает Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Днепропетровскую области Украины – почти сплошь русскоязычные регионы, не говоря уже о том, что на части бывших Донецкой и Луганской областей Украины ныне располагаются независимые республики Донбасса.
В 2002 году украинский язык признан литургическим языком УГКЦ наравне с церковно-славянским, но на деле церковно-славянский намеренно вытесняют из богослужебных практик, ибо видят в нём духовную и культурную связь с русско-православным миром. В том же году был учреждён Донецко-Харьковский экзархат, но в 2014-м из него выделили в отдельную церковно-административную единицу Донецкий экзархат. В том же году так же поступили с Одесско-Крымским экзархатом, разделив его на, собственно, Одесский и Крымский (Крым в планах униатов тоже украинский, разумеется).
В новых политических реалиях УГКЦ спешно проводила реорганизацию собственных структур для введения прямого управления в регионах, где её присутствие до госпереворота 2014 года было чисто номинальным. В этом УГКЦ пользуется полной поддержкой украинских властей. По их распоряжению на Пасху 2020 года пять общественных (читай: государственных) телеканалов – «UA Перший», «UA Культура», «UA Закарпаття», «UA Крым», «UA Донбасс», региональные теле-вещатели, а также радио-каналы «Украïнське радiо» и радио «Культура» – вели трансляцию пасхальной службы из Ватикана. В Житомире и Запорожье вещание велось и через передвижные телевизионные станции. И это всё для униатов и их далёких целей.
Римо-католическая церковь (РКЦ) и УГКЦ пребывают в сестринском общении, являясь, по сути, союзницами в наступлении на земли канонического православия. 14 февраля 2020 года на интронизации ординария Харьковско-Запорожской диецезии еп. Павла Гончарука апостольский нунций Клаудио Гуджеротти произнёс: «Ваша диецезия – это «диецезия войны». Это тот аспект, о котором на Украине невозможно забыть…Пока эта война продолжается, она глубоко определяет душевное состояние этой диецезии».
Юрисдикция Харьковско-Запорожской диецезии распространяется на Харьковскую, Полтавскую, Сумскую, Запорожскую, Днепропетровскую, Донецкую и Луганскую области Украины, номинально охватывает территорию ЛНР и ДНР. Не много ли для конфессии, чья численность на Украине всего около 600 тысяч человек? Официальная страница Апостольской нунциатуры на Украине имеет англоязычную, италоязычную и украиноязычную версии. В свою очередь, большинство римо-католических интернет-изданий – украиноязычную и польскоязычную.
Русский язык для РКЦ – не достояние культуры народа Украины, а нежелательный фактор, с которым невольно приходится мириться. В крайнем случае, временный инструмент обращения к русскоязычному жителю. Исчезновение этого инструмента, как, впрочем, и русскоязычного жителя Украины как культурного явления, отвечает интересам католичества и униатства в частности. И если об этом вслух не говорят, то фактически всё делают для того, чтобы галичанская УГКЦ стала ведущей религиозной организацией страны, а приходы её силой и ложью размножились по всей Украине, включая территорию исторической Новороссии.