9 декабря в Елисейском дворце в 16:00 (18:00 по Москве) начнётся рабочее заседание лидеров России, Украины, ФРГ и Франции, а спустя три часа они выйдут на совместную пресс-конференцию. Последний раз «нормандская четвёрка» на высшем уровне собиралась 19 октября 2016 года в Берлине, когда Украину возглавлял Пётр Порошенко, а Францию - Франсуа Олланд.
Читайте также: «Грузинский сценарий»: Путин не намерен идти на уступки Киеву
Вопросы, которые намерены обсудить президент РФ Владимир Путин, его украинский коллега Владимир Зеленский, французский лидер Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель, можно разделить на несколько блоков:
• политический (особый статус Донбасса);
• вопросы безопасности (разведение сил и средств на новых участках по примеру Золотого и Петровского);
• экономический (снятие блокады Киева с народных республик);
• гуманитарный блок (обмен пленными и восстановление инфраструктуры).
С чем приехали президенты
Позиция России
Владимир Путин неоднократно заявлял, что проведение саммита бессмысленно до тех пор, пока не будут выполнены договорённости, достигнутые на предыдущей встрече — 19 октября 2016 года в Берлине, когда Киев и Париж представляли ещё Пётр Порошенко и Франсуа Олланд, а именно: подписание «формулы Штайнмайера», разведение сил и средств из населённых пунктов Золотое, Петровское и станица Луганская. Кроме того, Москва настаивала на предварительном согласовании текста итогового соглашения саммита. Осенью 2019 года украинская сторона выполнила эти условия, после чего началась подготовка к четырёхсторонним переговорам.
6 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал журналистам о настрое Москвы на переговоры «нормандской четвёрки»: «Ожидание одно — способствовать урегулированию внутриукраинского конфликта на юго-востоке этой страны, обеспечить ещё раз общее понимание безальтернативности выполнения Минских договорённостей, не допустить попытки какого-то размывания этих договорённостей. И, кроме того, осуществить столь важные двусторонние встречи и с президентом Макроном, и с канцлером ФРГ Меркель, и с президентом Украины Зеленским».
Больше подробностей сообщают источники СМИ. Так, по информации издания РБК, в Париже российская сторона будет настаивать на закреплении в Конституции Украины особого статуса Донбасса и продлении соответствующего закона, срок действия которого истекает 31 декабря, на год; проведении местных выборов в ДНР и ЛНР, условия и сроки проведения которых должны быть прописаны в отдельном законе; полном разведении сил и средств по всей линии соприкосновения; амнистии участников вооружённого конфликта. В свою очередь, источники газеты «Коммерсантъ» говорят, что Москва намерена поднять вопрос о снятии экономической блокады народных республик, введённой Петром Порошенко в ноябре 2014 года.
Кроме того, собеседники обоих изданий сообщили, что стороны уже работают над базовым сценарием обмена «всех на всех». Всего могут обменять 250 человек, находящихся под стражей на Украине, на 100 человек, содержащихся в ДНР и ЛНР. Более того, Украина передала России список имён тех людей, которых хотела бы освободить, в том числе члены религиозной организации «Хизб ут-Тахрир», деятельность которой запретили после вхождения Крыма в РФ, где она и работала до 2014 года.
Читайте также: Раскрыты планы Зеленского насчёт переговоров с Путиным
Позиция Украины
В интервью немецкому изданию Der Spiegel, французскому Le Monde, американскому Time и польской Gazeta Wyborcza, опубликованном 2 декабря, Владимир Зеленский сказал, что намерен обсудить с коллегами в Париже условия проведения местных выборов в ДНР и ЛНР. Глава государства настаивает, что голосование должно проходить по украинскому законодательству, в присутствии наблюдателей, представителей ЦИК Украины и ОБСЕ, при участии украинских политических партий и в отсутствие вооружённых формирований. Однако Донецк и Луганск на такие условия точно не пойдут.
Кроме того, Зеленский хочет поднять вопрос о последовательности выполнения шагов, прописанных в Минских соглашениях, в которых речь идёт о том, что участок российско-украинской границы перейдёт под контроль Киева только после проведения местных выборов в народных республиках, а не наоборот, ккак то будет предлагать Зеленский. В отличие от президента, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью украинской службе BBC подчёркивал, что меры нужно реализовывать в том порядке, в котором они указаны в документе.
«Украинцы понимают, что вероятность добиться от Москвы передачи полного контроля над границей у них очень низкая, поэтому в качестве одного из возможных вариантов предлагают введение международного контроля над границей до проведения выборов, например со стороны ОБСЕ», — сообщил источник РБК, знакомый с ходом подготовки к переговорам.
Зеленский также сказал журналистам европейских изданий, что хочет обсудить с Владимиром Путиным вопрос о более масштабном обмене заключёнными по примеру того, который состоялся 7 сентября между Киевом и Москвой.
«Освобождение граждан Украины, содержащихся в российских изоляторах и тюрьмах, видится властям страны куда более реальной задачей, чем скорое возвращение контроля над частями Донецкой и Луганской областей», — сказал источник «Коммерсанта», близкий к Офису президента Украины.
В связи с тем, что 31 декабря истекает срок действия договора на поставку российского газа на Украину, главы государств в Париже наверняка затронут и эту тему.
По информации РБК, Зеленский в Париже намерен поставить вопрос о возвращении Крыма в состав Украины, поскольку переговорной площадки для обсуждения этой темы нет. Представители Германии и Франции сами затрагивать тему полуострова не планируют, но препятствовать украинской делегации не будут. Позиция России остаётся неизменной — Крым вошёл в состав страны по итогам референдума, проведённого в соответствии с международным правом, поэтому вопрос закрыт раз и навсегда.
Тем временем другие представители украинской власти накануне встречи лидеров «нормандской четвёрки» делают противоречивые заявления. Помощник президента Украины Андрей Ермак, выступая в лондонском Королевском институте международных отношений на конференции «Украина: большие ожидания», заявил о готовности к проведению конституционной реформы, в рамках которой ДНР и ЛНР могут получить дополнительные полномочия, но ни о какой федерализации речи нет. В свою очередь, Вадим Пристайко тоже в Лондоне, но на конференции NATO Engages заявил, что власти страны ни при каких обстоятельствах не пойдут на внесение в Конституцию поправок касающихся закреплению особого статуса народных республик.
Читайте также: Как американские украинцы сыграют ключевую роль на выборах в США
Позиция Германии и Франции
По словам источника телеканала RT в партии «Слуга народа», Ангела Меркель и Эммануль Макрон будут оказывать давление на Владимира Зеленского, поскольку заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта, поэтому у президента Украины не так много возможностей для манёвра.
Возможно, некоторые рекомендации по предстоящей встрече французский лидер дал своему украинскому коллеге во время телефонного разговора 5 декабря, в котором, как сообщила пресс-служба Офиса президента Украины, они скоординировали свои позиции.
3 декабря на встрече с президентом США Дональдом Трампом на полях саммита НАТО в Лондоне Макрон выразил надежду, что участникам четырёхсторонних переговоров удастся продвинуться в урегулировании украинского конфликта.
Что касается позиции немецкой стороны, то официальный представитель правительства ФРГ Ульрике Деммер 6 декабря сказала, что Берлин рассчитывает, что результатом первого за три года саммита станет новый импульс в мирном процессе и согласование новых шагов. Она также подтвердила, что Ангела Меркель проведёт отдельные встречи с президентами России и Украины.
Ждать ли прорыва?
На той же конференции в Лондоне Пристайко уточнил, что проект итогового коммюнике советники глав четырёх лидеров согласовали ещё 2 сентября, но заключительные положения обнародуют после завершения переговоров во французской столице.
«Документ, скажу честно, не совсем амбициозный, он очень осторожный. Лидеры отмечают успешное разведение на трёх участках и предлагают определить следующие точки разведения. Лидеры отмечают успешный обмен, который состоялся, и предлагают ускорить работу по следующему этапу обмена, включая идею «всех на всех». Далее, лидеры требуют определить следующие участки для разминирования, и так далее», — сообщил он.
Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что коммюнике просто зафиксирует тот прогресс, которого удалось добиться, а не предусматривает внесение изменений в содержание Минских соглашений или порядок выполнения прописанных там шагов, иными словами, это не «Минск-3».
От завышенных ожиданий от предстоящего саммита в интервью телеканалу «Дождь» предостерёг и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, поскольку, очевидно, что соглашения не будет. Тем не менее, сама встреча глав государств — это, по его словам, уже позитивный момент, кроме того, в Париже российский лидер Владимир Путин проведёт отдельные переговоры и с Зеленским, и с Меркель, и с Макроном, что в нынешних геополитических условиях очень ценно.
«Некий документ, пока рано говорить, как он будет назван, возможно, будет принят по итогам состоявшейся встречи. Это не обязывающий документ, не обязывающее соглашение в любом случае, но можно ожидать, что в нём будут зафиксированы какие-то точки, по которым есть совместное понимание. Это не значит, что совместное понимание есть абсолютно по всем аспектам этой сложной проблемы», — добавил Песков.
Кроме того, он сказал, что относительно налаживания российско-украинских отношений есть очень сдержанный оптимизм, потому что президенты несколько раз общались по телефону в конструктивном духе, и если его удастся сохранить во время личной встречи, то появятся предпосылки для облегчённого выхода на какие-то решения, которые волнуют обе стороны.
Даже если переговоры «нормандской четвёрки» не принесут дипломатического прорыва (похоже, что так и будет), сам факт проведения первой за три года встречи лидеров демонстрирует, что ситуацию удалось сдвинуть с мёртвой точки. В одночасье положить конец конфликту, конечно, не получится, но, возможно, шаг за шагом стороны смогут уменьшить страдания людей, живущих в условиях вялотекущей гражданской войны.