25 июля отмечается День Святого Христофора (покровитель автомобилистов и дорожной полиции).
Историческая справка
Святой Христофор был объявлен покровителем всего, что имеет отношение к автомобильному транспорту, благодаря легенде. В соответствии с ней он жил отшельником у речного потока и переводил через него путников. Однажды к нему пришел маленький мальчик и попросил перевести его через речку. Христофор, тогда его звали Офферо, взял ребенка на руки и начал переходить через поток. Вес мальчика чуть не раздавил Офферо - оказалось, что Офферо перенес самого Христа. Иисус тут же крестил Офферо, дав ему имя Христофор (то есть "Несущий Христа"). В 251 году н.э. Христофор был казнен по приказу римского императора. Поначалу его считали покровителем мореплавателей, но затем у них появились другие святые покровители. Зато с изобретением автомобилей святой Христофор стал покровителем всех самодвижущихся повозок, дорожной полиции и всех путешественников. Кроме того, он считается покровителем всех, чья деятельность связана с переноской тяжестей.
Его личность и его мучения исторически подтверждены, однако, их время, место и подробности неизвестны или легендарны. Вероятно, он происходил из Ликии (юго-западная Мал Азия); возможно, пострадал он ок. 250 г. при Деции. Согласно надписи, ему была 22.09.452 г. посвящена церковь в Халкедоне (напротив Стамбула (ныне Kadikoy). Он высоко почитается как на Западе, так и на Востоке и является одним из 14 заступников (Nothelfer). Вокруг этого святого сложилась обширная разветвленная легенда: в первоначальной форме, варианте, она рассказывает о псоглавом людоеде Репробусе (отверженный), который при крещении получил имя Христофор и дар человеческой речи. Эта история как бы излагает воссоздание падшего человека через благодать Крещения. После многих мучений он претерпевает смерть. В западном варианте легенды псоглавый превращается в великана из Ханаана. В X в. легенда была пересочинена Вольтером из Шпейером. Завершение легенда получила в "Золотой легенде" (автор - Jacobus a Varagine, XIII в.). Здесь он именуется "великан Офферус" (латинск.: охотно собой жертвующий), тот, который всегда желает служить только могущественному. Сначала он поступает на службу к королю, затем к дьяволу, затем к Христу. Отшельник призывает его перенести пилигримов через реку. Среди них был также младенец-Христос, который у него на плечах становится все тяжелее. Наконец, когда он под тяжестью ноши готов рухнуть в реку, Христос крестит его и нарекает Христофором (Христоносец).
Изображался с высоким деревом в руке (согласно легенде, он втыкал свой посох в землю). И посох покрывался зелеными листьями и превращался в дерево. Это означает рост влияния Евангелия в результате его проповеди в Сомосе. Как великан, несущий через реку младенца-Христа на плечах.
Покровитель
Покровитель и защитник против внезапной смерти без покаяния. Созерцание его изображения по утрам считалось залогом защиты жизни до вечера. Поэтому его изображения рисовались как можно крупнее при входе в церковь и помещались, кроме того, в самых многолюдных местах города и деревни. Молитву Христофору творили ради достижения благополучия, а также при выкапывании кладов (молиться Христофору - заклинать клады, колдовать). К Христофору обращались при всяких опасных предприятиях. Поэтому он - патрон корабельщиков и плотовщиков, путешественников и пилигримов, носильщиков и извозчиков, шоферов и вообще всех, кто пользуется транспортом, горняков. Во Франции он почитается как покровитель крепостей; в Англии считается защитником от грозы и града. Благословение Христофора произносится при опасности наводнения, при непогоде, выпадении града, голоде, против демонов и нечистой силы всякого рода.