В субботу, 7 сентября, произошло долгожданное событие – утром из Москвы и из Киева вылетели самолёты, на борту которых находились освобождённые пленники. Обмен, о котором так долго и уже казалось – безуспешно, договаривались, всё-таки состоялся.
В Москву прилетели 34 человека, среди которых только 12 являются гражданами России, остальные – граждане Украины и других стран.
Поскольку всё-таки большинство среди освобождённых пленников – украинцы, это вызывает множество вопросов к Киеву, самый главный из которых – как можно в современной демократической и даже европейской стране менять одних своих граждан на других? Однако главное – обмен состоялся и часть тех, кто сидит в украинских застенках, оказались на свободе.
Среди освобождённых – Кирилл Вышинский, редактор РИА «Новости Украина», уголовное производство против которого не закончено и следующее судебное заседание назначено на 16 сентября.
«Я вернусь и буду участвовать в судебных заседаниях. Хочу доказать свою невиновность», – заявил Вышинский журналистам в аэропорту Внуково.
Прилетел в Москву и бывший ополченец Владимир Цемах, которого украинские власти выкрали из собственного дома, вывезли в Киев и обвинили в том, что это именно он сбил малазийский Боинг.
«Цемах был командиром пророссийских сепаратистов. Его освободили в четверг в Киеве, но международная следственная группа хотела допросить его по делу MH17. Поэтому по просьбе Нидерландов обмен был отложен, пока следователи не допросили Цемаха», – сообщает голландское издание NOS, однако не уточняет, насколько следователи удовлетворены ответами Цемаха, и состоялся ли допрос.
Наконец-то на свободе и Евгений Мефёдов, обвиняемый по одесскому делу «2 мая». Молодой мужчина провёл в украинских тюрьмах 5 лет, 3 месяца и 12 дней. Несколько раз его признавали невиновным и тут же в зале суда предъявляли новые обвинения.
Среди освобождённых и дончанка Юлия Просолова, обвиняемая в убийстве начальника управления контрразведки СБУ Александра Хараберюша в Мариуполе.
К сожалению, непонятно по какой причине, но на обмен не привезли ополченца – танкиста Руслана Гаджиева, хотя его фамилия присутствует во всех официальных списках на обмен. Гаджиева взяли в плен в бою, и он никогда не отрицал того, что воевал за Донецкую Республику. В декабре 2017 года его обещали включить в обмен, но обманули. Обманули и на этот раз. О том, что самолёт из Киева улетел без Гаджиева, сообщил киевский адвокат Валентин Рыбин, защитник ополченцев в украинских судах.
«Руслан Гаджиев остался в украинской тюрьме, обманутый украинскими чиновниками во второй раз. Украинцев, воевавших в Чечне против России на стороне Масхадова и Басаева, Россия освободила. Они – герои. Россиянин, воевавший против Украины на стороне Захарченко и Плотницкого – преступник, и пусть сидит в тюрьме», – написал на своей странице в социальной сети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) (деятельность Meta (соцсети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) Валентин Рыбин.
По данным СБУ в Республиках Донбасса ещё остаются 227 украинских военных. Хотя Уполномоченная Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова говорит о 110 заключённых, в основном – на территории Крыма. Однако ни Денисова, ни СБУ не могут ответить на вопрос, сколько политических заключённых осталось в украинских тюрьмах. По мнению же правозащитницы Елены Бондаренко, таких ещё около пяти тысяч.
Президент Украины Владимир Зеленский, встретив в аэропорту Борисполь освобождённых украинских граждан, пообещал, что это только начало и обмены будут продолжаться, как он и договорился с президентом России Владимиром Путиным.
«Я считаю, что первый этап выполнен. И я, как президент Украины, и президент РФ Владимир Путин сделали всё, что пообещали. И сделали всё, не меняя по ходу наши договорённости. Дальше мы будем продвигаться к освобождению всех пленных, а также продвигаться к концу войны в Донбассе», – заявил Зеленский, отметив, что следующий обмен будет происходить по формуле «всех на всех».
Однако он не смог ответить на вопросы журналистов, когда же это произойдёт.
«Думаю, во втором уже этапе мы будем серьёзно работать, и мы вернём всех наших людей. Мы хотим это делать очень быстро... Мы мечтаем и работаем», – ответил президент.
Затем Зеленский нарисовал картину будущего мира на Донбассе.
«Дальше мы будем приближаться ко времени возвращения всех наших пленных и продолжать уже в Минском процессе разведение войск двумя этапами: Золотое, Петровское – сначала, а потом разведение по всей территории и уже прекращение огня в полной мере и прекращение войны», – говорил глава государства, однако, помнится, он уже обещал прекращение огня на Донбассе, после которого несколько посёлков в ДНР оказались буквально стёрты с лица земли.
Мировая общественность восторженно встретила новость о свершившемся обмене, увидев в нём добрый знак и надежду на окончание войны.
«Послы G7 приветствуют освобождение 35 украинских задержанных и присоединяются к радости украинцев, по поводу того, что они вернулись. Мы поздравляем украинские власти с этим результатом. Мы помним о тех, кто остаётся в заключении, и надеемся на их скорейшее освобождение», – отметили в Twitter-аккаунте Группы поддержки послов G7 в Киеве.
Прокомментировали новость и за океаном.
«Россия и Украина только что обменялись большим количеством пленных. Очень хорошая новость, возможно первый гигантский шаг к миру. Поздравления обеим странам», – написал президент США Дональд Трамп в своём Twitter.
А канцлер ФРГ Ангела Меркель увидела в этом событии «знак надежды» и отметила, что именно сейчас «имеет смысл работать над реализацией минских соглашений, к чему правительство ФРГ полностью готово».
Удивительно, но бывший президент Украины Пётр Порошенко решил, что в этом обмене есть его заслуга.
«Как пятый президент Украины, причастен к освобождению тысяч наших соотечественников, знаю, что простых и линейных решений здесь не бывает. Горжусь тем, что завоёванное нами ещё весной решение Международного морского трибунала припёрло Путина к стене и побудило, наконец, освободить наших героев», – написал экс-президент на своей странице в социальной сети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) (деятельность Meta (соцсети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена).
Впрочем, украинский юрист Андрей Портнов считает, что Петру Алексеевичу рано радоваться, поскольку возвращение украинских моряков даст возможность привлечь экс-президента к ответственности за провокацию в Керченском проливе.
«Думаю, хуже всех себя сейчас чувствует Порошенко. Всё произошло без него и вопреки ему. И это он передал наших граждан в плен, чтобы ввести военное положение и сорвать выборы. Нужно разбираться с этим. Должен отвечать», – уверен Портнов.
Обвиняет Порошенко и украинский журналист Дмитрий Василец, который сам побывал заключённым при Порошенко.
«С учётом того, что власть в РФ не менялась, имеем вполне логичный вывод, что Порошенко все эти годы блокировал процесс обмена, и тупо пиарился на нём. С пафосом рассказывая про Сенцова и прочих заключённых, которых как оказалось, по факту сам держал в тюрьмах. Истинный циничный Бандера», – написал Василец в социальной сети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) (деятельность Meta (соцсети (деятельность Meta (соцсети и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена) и Instagram) признана в России экстремистской организацией и запрещена).
На волне эйфории украинская сторона уже пообещала, что на следующей встрече Трёхсторонней Контактной группы в Минске, которая состоится 18 сентября, начнут обсуждать следующий обмен по формуле «всех установленных на всех установленных».
Проблема в том, что есть ещё не сотни – тысячи неустановленных граждан и Украины, и республик, которых бросали в украинские тюрьмы без документов и местонахождение которых до сих пор никто не знает.
Захочет ли президент Зеленский реально пойти по дороге к установлению мира? Сможет ли?